В каких случаях прямой прикус нуждается в исправлении

Мезиальный прикус относится к аномалиям окклюзии, при которой зубы нижней челюсти выдвинуты вперед относительно верхних элементов. Чаще всего патология диагностируется у детей, реже – у взрослых пациентов.

Определение прикуса: какой прикус считается нормальным

Прикус — положение зубных рядов при сомкнутых челюстях. Для определения прикуса, необходимо плотно сжать челюсти. Правильный прикус характеризуется тем, что нижние зубы приблизительно на одну треть закрываются верхним рядом. Одноименные зубы верхних и нижних рядов контактируют и между зубами одного ряда промежутки отсутствуют. Средняя линия лица находится между центральными резцами нижнего и верхнего рядов. Такой прикус называют еще нормальным или физиологическим.

Определение прикуса: какой прикус считается нормальным
Определение прикуса: какой прикус считается нормальным

Стоматологи подразделяют его на несколько видов:

Определение прикуса: какой прикус считается нормальным
Определение прикуса: какой прикус считается нормальным
  • ортогнатический прикус (идеальный, встречается очень редко),
  • прогенический прикус (нижняя челюсть незначительно выдвигается вперед),
  • прямой прикус (верхние резцы смыкаются с нижними режущими краями),
  • бипрогнатический прикус (аналогичен ортогнатическому прикусу, но наблюдается наклон вперед верхних и нижних зубов).
Определение прикуса: какой прикус считается нормальным
Определение прикуса: какой прикус считается нормальным

Указанные выше варианты прикусов обеспечивают нормальную работу зубочелюстной системы.

Отличительные признаки нормы и патологии

Чтобы оценить состояние окклюзии врач ортодонт должен выполнить ряд обследований. Редко можно встретить идеальное соотношение челюстей, без наличия аномалий зубов, групп или рядов. В процессе осмотра определяются лицевые и ротовые признаки.

Уточнить патологию помогает инструкция по выполнению измерений основной линии лица и зубов. При патологии отмечается несовпадение центрального отрезка.

Отсутствие ключа окклюзии в боковой части альвеолярного отростка также является показателем отклонения от нормы. Все необходимые исследования выполняются в вертикальной, сагиттальной и трансверзальной плоскостях.

Отличительные признаки нормы и патологии

Физиологические виды прикусов:

  • ортогнатический;
  • бипрогнатический;
  • опистогнатический;
  • прогенический;
  • прямой.

Схематическое изображение большинства видов нормы по соединению зубов в резцовой и жевательной группах.

Основные признаки нормальной окклюзии:

  • при смыкании верхние зубы должны располагать кпереди от одноименных нижних. Контакт в боковой части должен быть по типу бугорково-фиссурного;
  • срединная линия лица, ориентировочно проведенная посередине носа, губы и подбородка должна совпадать с центральным отрезком, расположенным между первыми резцами верхней и нижней челюстей;
  • отсутствие щелей промеж зубов и скученности;
  • лицо пропорционально и симметрично;
  • нарушений пропорций в строении альвеолярных отростков нет;
  • процесс жевания, глотания и речи выполняется в полном объеме;
  • соотношение челюстей подразумевает под собой наличие контакта между зубами в вестибулооральном или вертикальном направлениях.

Ортогнатический

Отличительные признаки нормы и патологии

Обратите внимание! Физиологический прикус по такому типу является основным из форм правильного смыкания. Помимо признаков нормы, по соприкосновению фронтальной группы имеется ряд особенностей.

Читайте также:  Виды и лечение воспаления надкостницы голени

При закрытии рта будет отмечаться соединение вестибулярной поверхности нижних резцов с небными бугорками верхних, расположенных с оральной стороны. Зубы сверху перекрывают коронку снизу на 1/3 высоты. По всем плоскостям прикус расположен равномерно.

Уровень топографии жевательной группы по отношению друг к другу в трансверзальном направлении.

Ключ окклюзии, определяемый в сомкнутом положении, выявляют в боковой части челюсти. Оценивается положение медиального щечного бугра первого моляра сверху в соотношении с одноименным снизу. Располагаться он должен в фиссуре промеж бугров.

Бипрогнатический

При сохраненном контакте между нижней поверхностью зуба и бугорками характерно наличие незначительного наклона зубов в сторону преддверия полости рта. Данное выпирание одновременно регистрируется на верхнем и нижнем альвеолярном отростке.

Отличительные признаки нормы и патологии

Наиболее точно можно увидеть данную форму при осмотре сбоку. Поскольку вид изменения угла контакта незначителен, то выявить можно при внешнем осмотре при улыбке или по диагностической модели.

Наклон зубов в вестибулярную сторону с сохранением всех остальных признаков нормы.

Опистогнатический

Имеет изменения в степени смыкания, которые определяют в сагиттальной плоскости. В отличие от бипрогнатии наклон зубов будет регистрироваться в обратную сторону.

На фоне обратного расположения зубов, с сохраненным режуще-бугорковым контактом челюстей по отношению друг к другу будут отмечаться незначительные изменения в плане эстетики. Зубы кажутся короче и темнее своего естественного оттенка.

Прогенический

Отличительные признаки нормы и патологии

Контакт между бугорками и вестибулярной поверхностью соответствует обратному расположению в отличие от ортогнатического. Внешне это проявляется тем, что нижняя челюсть располагается незначительно спереди по отношению к верхней.

При этом контакт между зубами плотный, линия лица находится по центру. В боковом сегменте также изменений не регистрируется (подробней читайте тут).

По локализации челюсть снизу слегка перекрывает верхней зубной ряд.

Прямой

В отличие от основной формы смыкание выполняется не режущей и бугорковой частями зубов, а только окклюзионной поверхностью. Существует ряд мнений, что данный вид соотношения можно считать относительно физиологичным (читайте подробней здесь).

При долгом существовании такого соотношения альвеолярных отростков происходит постепенное истирание эмали по режущему краю. Патологическая стираемость может способствовать развитию патологий ВНЧС.

Отличительные признаки нормы и патологии

При наличии инфекции во рту возможно развитие кариеса. Таким образом, цена за отсутствие врачебного вмешательства при прямом соотношении может быть выше со временем.

Физиологические прикусы крайне редко встречаются в какой-то одной из своих форм. Чаще можно встретить их сочетание с различного рода аномалиями зубов или групп, альвеолярных дуг, о чем рассказано в видео в этой статье. Для оценки показателей нормы смотрят не только органическое, но и функциональное состояние зубочелюстной системы.

Читайте также:  Виды брекетов и в чем их разница. Советы по выбору брекетов

Диагностические мероприятия

Клиническое обследование (осмотр лица и ротовой полости) – основной вид диагностики при прямом прикусе. Для установления наследственных причин важно подтвердить или опровергнуть наличие или отсутствие данного типа у родителей.

На втором месте по важности стоят способы рентгенографического обследования:

Диагностические мероприятия
  1. Ортопантомография (ОПТГ). Панорамная съемка при синхронном движении лучевой трубки и пленки вокруг головы, посредством которой на одном снимке получают полное изображение зубов, челюстей, придаточных пазух и ВНЧС.

    ОПТГ – базовое исследование, позволяющее оценить общее состояние зубочелюстного аппарата.

  2. Телерентгенография. Фронтальный и боковой снимок лица, показывающий соотношение челюстей и зубных дуг в сагиттальном, трансверзальном и вертикальном направлениях, а также сопоставить скелетные кости лица с мягкими тканями.
  3. Окклюзиография. Исследование окклюзионных контактов, оставляемых на тонких восковых пластинках при смыкании зубов. При этом присутствуют точечные контакты в области боковых зубов и линейный – на передних.

    Чрезмерные контакты проявляют себя отверстиями в окклюзиограмме. При отсутствии зубных контактов отпечатки на воске отсутствуют.

  4. Эпектромиография. Способ диагностики, оценивающий электрическую активность челюстных мышц. Выполняется с помощью электромиографа, электроды которого реагируют на электрический потенциал мышц, и выводят его изображение на экран.

    Если параметры потенциала выходят за границы нормы, это говорит о нарушении работы или самой мышцы, или нервов.

Плюсы и минусы

Стоматологи относят прямое смыкание зубов к пограничному состоянию между нормой и патологией. Причина подобного отношения в излишне плотном контакте между зубами верхней и нижней челюсти.

Такая особенность строения челюстного аппарата может приводить к разнообразным заболеваниям.

  • Социальная ценность. Красивая улыбка — эффективный инструмент выстраивания личной и профессиональной жизни.
  • Функциональные возможности. Человек с прямым прикусом не испытывает никаких проблем с речью и пережевыванием пищи.
  • Многолетняя отсрочка появления заболеваний, вызванных именно прямым прикусом.
  • Повышенное стирание эмали и зубной ткани. Ежедневная усиленная нагрузка на жующую поверхность со временем приводит к уменьшению высоты зубов. В запущенных случаях это может приводить к уменьшению пропорций нижней части лица («эффект беззубой старушки»).
  • Иногда прямой прикус приводит к выпиранию нижней челюсти. В этом случае необходимо сразу обратиться к врачу, так как такой исход уже патология.
  • Развитие сопутствующих патологий. Многолетнее постоянное напряжение между поверхностями зубных дуг может вызвать снижение слуха, боли в области височно-нижнечелюстного сустава и нарушение речи. Могут появиться и другие функциональные нарушения, вроде трудностей с размыканием челюстей.
  • Риск появления стоматологических проблем ― кариеса, а также стоматита, гингивита и пародонтита.

Кафедра стоматологии детского возраста КрасГма занятие № (V семестр)

  • Тема занятия:
  • МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ ПРИКУСА РЕБЕНКА.
  • Форма иорганизация учебного процесса:
  • Практическоезанятие.
  • Актуальностьтемы:

Проблемаоказания стоматологической помощидетям с зубочелюстными аномалиями идеформациями в условия стоматологическихполиклиник является актуальной в связис высокой распространенностью ЗЧА вструктуре стоматологической заболеваемостиу детей.

Кроме того, важными являютсясведения о морфо – функциональныххарактеристиках периодов развитияприкуса ребенка.

Цель занятия:

На основе знанийо морфологической и функциональнойнорме в развитии зубочелюстной системе,научиться проводить раннюю диагностику зубочелюстных аномалий и деформаций у детей в зависимости от периодаразвития прикуса ребенка.

  • изучить морфо — функциональные особенности периода формирования временного прикуса;
  • изучить морфо — функциональные особенности беззубого рта новорожденного;
  • изучить морфо — функциональные особенности периода сформированного временного прикуса;
  • изучить морфо — функциональные особенности периода сменного прикуса;

— научить проводитьдиагностику морфо – функциональныхнарушений в постоянном прикусе;

  • отработать навыки по проведению профилактических осмотров и оценке состояния органов и тканей полости рта.
  1. :
  2. Выработатьотношение к подбору максимальноэффективных предметов и средств уходаза полостью рта, детям с зубочелюстнымианомалиями и деформациями.
  3. Местопроведения занятия:

Лечебныекабинеты стоматологических клиник,стоматологические кабинеты в дошкольныхобразовательных учреждениях и школах,учебные комнаты. Длительность занятия–180 мин.

Оснащениязанятия:Таблицы,схемы, набор стоматологическихинструментов, стоматологическаяустановка.

Хронокарта:

№п/п Этапы практического занятия
  • Продолжи-­
  • тельность
  • (мин)
Содержание этапаи оснащенность
1. Организация занятия 5 Проверка посещаемостии внешнего вида обучающихся
2. Формулировка темы и цели 5 Проводится объяснение темы, ее актуальности, цели занятия
3. Контроль исходного уровня знаний, умений 10 Тестирование, индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос
4. Раскрытие учебно-целевых вопросов 10 Инструктаж обучающихся (ориентировочная основа деятельности, амбулаторные карты)
5.
  1. Самостоятельная работа обучающихся
  2. (текущий контроль)
  3. -провести осмотр полости рта ребенка,
  4. заполнить зубную формулу, оценить
  5. си­туацию;
  6. -собрать анамнез, провести дифференци­альный диагноз и поставить диагноз за­болевания;
  7. — разбор курируемых детей;
  8. -выявление типичных ошибок
130
  • Работа:
  • — в стоматологическом кабинете детской поликлинике;
  • — с амбулаторными картами;
  • — на стоматологическом обо­рудование;
  • — с использование стоматологи­ческих инструментов.
6. Итоговый кон­троль знаний ситуационных задач. 15 Тесты, ситуационные задачи.
7. Задание на дом (на следующее занятие) 5 Учебно – методические разработки следующего занятия, индивидуальные задания разработки
Всего: 180

Аннотациятемы:

МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИКУСА ЧЕЛОВЕКА.

Соседние файлы в папке Методички с тестами + ответы (3 курс, 5 семестр, осенний)