Причины и коррекция речи у детей с дислалией

Дислалия – это нарушение правильного звукопроизношения, которое при этом сопровождается сохранностью слуха и нормальной иннервации артикуляционного аппарата, а также полным отсутствием нарушений речедвигательной функции головного мозга. Дислалия является самым распространенным среди всех расстройств произносительной речи и проявляется в избирательном нарушении ее звукового оформления.

Формы дислалии

Мономорфная (простая)Страдает один звук или несколько звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч).Полиморфная (сложная)Страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш).Физиологическая (возрастная)Нарушения звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет проходит сама. Эта единственная форма дислалии, которая присутствует у всех людей, на определенном этапе звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном (механическая)Обусловлена наследственными, врожденными или приобретенными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата.

Причины дислалии

Дислалия может быть механической (органической) или функциональной.

Механическая дислалия у детей является следствием тех или иных органических дефектов периферического речевого аппарата (языка, зубов, губ, челюстей), а также нарушений его костно-мышечного строения.

К основным причинам дислалии этого типа относятся:

  • Укороченная подъязычная связка (уздечка языка);
  • Дефекты строения неба: высокое узкое (готическое) или, напротив, низкое плоское верхнее небо;
  • Укороченная уздечка верхней губы;
  • Слишком толстые губы;
  • Дефекты в строении челюстей (например, неправильный прикус – глубокий, перекрестный, открытый, прогенический или прогнатический);
  • Отвисшая нижняя губа;
  • Чрезмерно массивный (макроглоссия) или же слишком узкий и маленький (микроглоссия) язык (как правило, подобный дефект сопровождается также отставанием общего физического и умственного развития);
  • Укороченная слабо подвижная верхняя губа.

Функциональная дислалия – это неправильное звукопроизношение, которое не обусловлено какими-либо недостатками строения речевого аппарата. То есть органическая основа для ее развития как таковая отсутствует.

Причинами дислалии этого типа у детей могут стать:

  • Неправильное воспитание культуры речи в кругу семьи;
  • Подражание чьему-то неправильному звукопроизношению;
  • Использование в кругу семьи двух языков;
  • Педагогическая запущенность;
  • Недоразвитость фонематического слуха;
  • Неумение удерживать язык в правильном положении;
  • Быстрые переходы от одного движения языком к другому.

Механическая дислалия.

Вызвана  дефектами строения  артикуляционного аппарата  или анатомическими изменениями вследствие травмы или заболевания.  Она может появиться в любом возрасте. Причины механической дислалии.

К ним относятся дефекты зубо-челюстной системы, дефекты строения твёрдого нёба, патологическое строение  языка или  изменения из-за травм языка.  Для коррекции прежде всего необходимо устранение первопричины, поэтому может потребоваться консультация (а иногда и лечение) у ортодонта, челюстно-лицевого хирурга, стоматолога. После этого также необходимы логопедические занятия.

Исходя из вышеописанного  может возникнуть резонный вопрос,  относятся ли к дислалиям возрастные нарушения звукопроизношения?  Ведь  дети не рождаются с правильным произношением звуков речи,  и все малыши  проходят этап возрастного косноязычия.  Такие возрастные нарушения называются физиологической  дислалией.

Если  в карте ребёнка  написано такое логопедическое заключение, значит с его речью всё в порядке, она развита по возрасту.  При физиологической дислалии звуки обычно заменяются другими, более простыми по артикуляции, в редких случаях просто пропускаются.

Искажения звуков  не являются физиологической нормой ни для какого возраста, поэтому  в любом  случае требуют логопедической коррекции. Физиологическая дислалия может быть у ребёнка до 5 лет.

Если ребёнок старше, а  его звукопроизношение ещё не совершенно, то  без логопедической помощи не обойтись и чем раньше она будет оказана, тем лучше.  Желательно устранить все речевые проблемы  до поступления ребёнка в школу.

Если Вы сочли эту информацию полезной, поделитесь с друзьями.

Получайте новые статьи прямо на почту! Введите e-mail:

Поделиться в соц. сетяхМне нравится

Обследование ребенка

Прежде чем приступить к занятиям, логопед должен исследовать подвижность речевого аппарата ребенка и узнать у матери о течении беременности и родов. Разнообразные дидактические материалы позволяют определить имеющиеся дефекты и определить степень развития детей. После такого исследования логопед может сказать, есть ли дислалия у детей. «Симптомы» (явное нарушение речи) оцениваются в сочетании с проверкой фонематического восприятия. Лишь после этого ставится диагноз.

Если логопед не заметит механические нарушения, он отправит ребенка к профильному специалисту. Это может быть хирург, ортодонт или отоларинголог. К последнему специалисту логопед может порекомендовать сходить, если подозревает, что у ребенка нарушен слух. При функциональной форме патологии желательно посетить невролога. Он проводит обследование детей с дислалией, чтобы исключить общее недоразвитие речи. Хотя предварительный диагноз может поставить и логопед.