Дислалия – это нарушение правильного звукопроизношения, которое при этом сопровождается сохранностью слуха и нормальной иннервации артикуляционного аппарата, а также полным отсутствием нарушений речедвигательной функции головного мозга. Дислалия является самым распространенным среди всех расстройств произносительной речи и проявляется в избирательном нарушении ее звукового оформления.
Формы дислалии
Мономорфная (простая)Страдает один звук или несколько звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч).Полиморфная (сложная)Страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш).Физиологическая (возрастная)Нарушения звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет проходит сама. Эта единственная форма дислалии, которая присутствует у всех людей, на определенном этапе звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном (механическая)Обусловлена наследственными, врожденными или приобретенными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата.
- Дизлалия (нарушение артикуляции речи …
- Нарушения речи. Дислалия — презентация …
- Нарушения речи. Дислалия — презентация …
- Нарушения речи. Дислалия — презентация …
- Нарушения речи. Дислалия — презентация …
Причины дислалии
Дислалия может быть механической (органической) или функциональной.
Механическая дислалия у детей является следствием тех или иных органических дефектов периферического речевого аппарата (языка, зубов, губ, челюстей), а также нарушений его костно-мышечного строения.
К основным причинам дислалии этого типа относятся:
- Укороченная подъязычная связка (уздечка языка);
- Дефекты строения неба: высокое узкое (готическое) или, напротив, низкое плоское верхнее небо;
- Укороченная уздечка верхней губы;
- Слишком толстые губы;
- Дефекты в строении челюстей (например, неправильный прикус – глубокий, перекрестный, открытый, прогенический или прогнатический);
- Отвисшая нижняя губа;
- Чрезмерно массивный (макроглоссия) или же слишком узкий и маленький (микроглоссия) язык (как правило, подобный дефект сопровождается также отставанием общего физического и умственного развития);
- Укороченная слабо подвижная верхняя губа.
Функциональная дислалия – это неправильное звукопроизношение, которое не обусловлено какими-либо недостатками строения речевого аппарата. То есть органическая основа для ее развития как таковая отсутствует.
Причинами дислалии этого типа у детей могут стать:
- Неправильное воспитание культуры речи в кругу семьи;
- Подражание чьему-то неправильному звукопроизношению;
- Использование в кругу семьи двух языков;
- Педагогическая запущенность;
- Недоразвитость фонематического слуха;
- Неумение удерживать язык в правильном положении;
- Быстрые переходы от одного движения языком к другому.
Механическая дислалия.
Вызвана дефектами строения артикуляционного аппарата или анатомическими изменениями вследствие травмы или заболевания. Она может появиться в любом возрасте. Причины механической дислалии.
К ним относятся дефекты зубо-челюстной системы, дефекты строения твёрдого нёба, патологическое строение языка или изменения из-за травм языка. Для коррекции прежде всего необходимо устранение первопричины, поэтому может потребоваться консультация (а иногда и лечение) у ортодонта, челюстно-лицевого хирурга, стоматолога. После этого также необходимы логопедические занятия.
Исходя из вышеописанного может возникнуть резонный вопрос, относятся ли к дислалиям возрастные нарушения звукопроизношения? Ведь дети не рождаются с правильным произношением звуков речи, и все малыши проходят этап возрастного косноязычия. Такие возрастные нарушения называются физиологической дислалией.
Если в карте ребёнка написано такое логопедическое заключение, значит с его речью всё в порядке, она развита по возрасту. При физиологической дислалии звуки обычно заменяются другими, более простыми по артикуляции, в редких случаях просто пропускаются.
Искажения звуков не являются физиологической нормой ни для какого возраста, поэтому в любом случае требуют логопедической коррекции. Физиологическая дислалия может быть у ребёнка до 5 лет.
Если ребёнок старше, а его звукопроизношение ещё не совершенно, то без логопедической помощи не обойтись и чем раньше она будет оказана, тем лучше. Желательно устранить все речевые проблемы до поступления ребёнка в школу.
- Нарушения речи. Дислалия — презентация …
- Нарушения речи. Дислалия — презентация …
- Тесты для проведения экспертизы …
- 8.Тесты для логопедов
- Нарушения речи. Дислалия — презентация …
Если Вы сочли эту информацию полезной, поделитесь с друзьями.
Получайте новые статьи прямо на почту! Введите e-mail:
Поделиться в соц. сетяхМне нравится
Обследование ребенка
Прежде чем приступить к занятиям, логопед должен исследовать подвижность речевого аппарата ребенка и узнать у матери о течении беременности и родов. Разнообразные дидактические материалы позволяют определить имеющиеся дефекты и определить степень развития детей. После такого исследования логопед может сказать, есть ли дислалия у детей. «Симптомы» (явное нарушение речи) оцениваются в сочетании с проверкой фонематического восприятия. Лишь после этого ставится диагноз.
Если логопед не заметит механические нарушения, он отправит ребенка к профильному специалисту. Это может быть хирург, ортодонт или отоларинголог. К последнему специалисту логопед может порекомендовать сходить, если подозревает, что у ребенка нарушен слух. При функциональной форме патологии желательно посетить невролога. Он проводит обследование детей с дислалией, чтобы исключить общее недоразвитие речи. Хотя предварительный диагноз может поставить и логопед.