Нарушение слуха: причины, диагностика и лечение

Метод вызванных потенциалов мозга — это метод диагностики состояния различных сенсорных систем (зрения, слуха, осязания…), а именно структур мозга и нейронных путей, проводящих импульс от периферического органа (уха, глаза, кожи и т.д.) в соответствующие поля первичной коры головного мозга.

Диагностика

Выявление ухудшения слуха при кондуктивной тугоухости не есть проблематичным. Но для того, чтобы определить, что оно развивается из-за нарушения проводимости звуков, следует провести полноценное диагностическое обследование пациента, которое заключается в:

Диагностика
  • сборе анамнеза – уточнении подробностей истории патологии, которая могла привести к возникновению описываемого заболевания;
  • проведении дополнительных методов обследования – инструментальных и лабораторных.
Диагностика

Для постановки диагноза имеют значение такие инструментальные методы обследования, как:

Диагностика
  • отоскопия – с помощью ушного зеркала и рефлектора проводят осмотр наружного слухового прохода и барабанной перепонки. При этом могут определяться воспалительные процессы стенок прохода, нарушение структуры или наличие в нем инородного тела (в том числе серной пробки). При изучении барабанной перепонки могут быть выявлены ее воспаление, выпячивание, неровность поверхности, так называемые ретракционные карманы (втягивания) и/или перфорация (сквозной дефект);
  • микроотоскопия – осмотр наружного слухового прохода и барабанной перепонки проводят с помощью специального микроскопа. При этом полученное изображение осматриваемых структур для лучшего обозрения может быть выведено на монитор;
  • камертональные пробы Ринне и Вебера – по камертону ударяют и его ножку поочередно ставят на различные структуры головы в области уха. Если тугоухость имеет кондуктивный характер, то больной слышит более громкое звучание камертона, если его установили на сосцевидном отростке, более тихое – возле ушной раковины со стороны поражения. Также звучащий камертон устанавливают по срединной линии головы на ее теменной части. При этом, если развилась односторонняя кондуктивная тугоухость, более громкое звучание камертона больной воспринимает со стороны поражения;
  • аудиометрия – изучение слуха пациента при помощи обращенной к нему человеческой речи. Графики, которые при этом строят, демонстрируют прогрессивное ухудшение воздушной проводимости, функция звуковоспринимающего аппарата остается нормальной;
  • тимпанометрия – во время проведения данного метода в наружном слуховом канале создают давление различной величины и изучают степени подвижности барабанной перепонки, а также проводимости слуховых косточек;
  • рентгенологическое исследование височных костей – с помощью этого метода можно выявить нарушение строения наружного слухового прохода, а также среднего и внутреннего уха, которые повлекли за собой нарушение звукопроводимости. Зачастую выполняют рентгенографию в двух проекциях;
  • компьютерная томография (КТ) – ее диагностическая ценность та же, что и у рентгенологического исследования височных костей, но возможности шире – с помощью компьютерных срезов можно более детально изучить изменения, влекущие за собой кондуктивную тугоухость;
  • магнитно-резонансная томография (МРТ) – возможности и цели одинаковые с возможностями и целями КТ.
Диагностика

Из лабораторных методов исследования диагностическое значение имеют:

Диагностика
  • общий анализ крови – если выявлено повышение количества лейкоцитов и СОЭ, это указывает на воспалительную природу патологии, спровоцировавшей развитие кондуктивной проходимости;
  • бактериоскопическое исследование – заключается в исследовании под микроскопом выделений из наружного слухового прохода, если таковые имеются. С помощью данного метода идентифицируются возбудители, ставшие причиной воспалительного процесса, который спровоцировал описываемое поражение;
  • бактериологическое исследование – делают посев выделений из уха на питательные среды, по выросшим колониям определяют возбудителя, спровоцировавшего воспаление, которое привело к формированию кондуктивной тугоухости, а также определяют чувствительность возбудителя к антибиотикам, что имеет значение для выбора антибактериального препарата.
Диагностика

Диагностика

Проводящие пути слухового анализатора (схема — Студопедия

Тела первых нейронов () находятся в спиральном узле улитки, ganglion spirale cochlearis, который располагается в спиральном канале стержня улитки, canalis spiralis modioli.

Читайте также:  Определение тугоухости, симптоматика и терапия

Дендриты нейронов подходят к рецепторам – волосковым клеткам кортиева органа, а аксоны формируют pars cochlearis n.

vestibulocochlearis, в составе которого достигают вентрального и дорзального улитковых ядер в области боковых углов ромбовидной ямки. В этих ядрах располагаются тела вторых нейронов.

Большинство аксонов вторых нейронов вентрального ядра переходит на противоположную сторону моста, формируя трапециевидное тело, corpus trapezoideum.

Трапециевидное тело имеет переднее и заднее ядра, в которых находятся тела третьих нейронов.

Их аксоны образуют латеральную петлю, lemniscus lateralis, волокна которой в пределах перешейка ромбовидного мозга, подходят к двум подкорковым центрам слуха:

1) нижним холмикам крыши среднего мозга, colliculi inferiors tecti mesencephali;

2) медиальными коленчатыми телами, corpora geniculata mediales.

Проводящие пути слухового анализатора (схема — Студопедия

Аксоны вторых нейронов дорзального ядра также переходят на противоположную сторону, образуя мозговые полоски, striae medullares, и вступают в состава латеральной петли. Часть волокон этой петли переключаются на третьи нейроны в ядрах латеральной петли в пределах треугольника петли. Аксоны этих нейронов достигают вышеуказанных подкорковых центров слуха.

Аксоны последних четвертых нейронов в пределах медиальных коленчатых тел проходят через заднюю часть задней ножки внутренней капсулы, образуют слуховую лучистость и достигают коркового ядра слухового анализатора в пределах средней части верхней височной извилины, gyrus temporalis superior (извилина Гешля).

Аксоны четвертых нейронов нижних холмиков крыши среднего мозга являются начальными структурами экстрапирамидного покрышечно-спинномозгового пути, tractus tectospinalis, в составе которого НИ достигают двигательных нейронов передних столбов спинного мозга.

Некоторая частъ аксонов вторых нейронов вентрального и дорзального ядер не переходят на противоположную сторону ромбовидной ямки, а идут по своей стороне в составе латеральной петли.

Функция. Слуховой анализатор обеспечивает восприятие колебаний окружающей среды в диапазоне от 16 до2400 Гц. Он определяет источник звука, его силу, удаленность, скорость распространения, обеспечивает стереогнозическое восприятие звуков.

Рис. 10. Проводящие пути слухового анализатора. 1 – thalamus; 2 – trigonum lemnisci; 3 – lemniscus lateralis; 4 – nucleus cochlearis dorsalis; 5 – cochlea; 6 – pars cochlearis n.

vestibulocochlearis; 7 – organum spirale; 8 – ganglion spirale cochleae; 9 – tractus tectospinalis; 10 – nucleus cochlearis ventralis; 11 – corpus trapezoideum; 12 – striae medullares; 13 – colliculi inferiorеs; 14 – corpus geniculatum mediale; 15 – radiatio acustica; 16 – gyrus temporalis superior.

ПРОВОДЯЩИЕ ПУТИ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА
КОРКОВЫЙ КОНЕЦ АНАЛИЗАТОРА
  СРЕДНЯЯ ЧАСТЬ ВЕРХНЕЙ ВИСОЧНОЙ ИЗВИЛИНЫ (ИЗВИЛИНЫ ГЕШЛЯ)
ВНУТРЕННЕЯЯ КАПСУЛА (ЗАДНЯЯ НОЖКА)
  МЕДИАЛЬНЫЕ КОЛЕНЧАТЫЕ ТЕЛА
НИЖНИЕ ХОЛМИКИ КРЫШИ СРЕДНЕГО МОЗГА
ЛОКАЛИЗАЦИЯ ТЕЛ 3 НЕЙРОНОВ В ПОДКОРКОВЫХ ЦЕНТРАХ СЛУХА
ПЕРЕКРЕСТ АКСОНОВ 2 НЕЙРОНОВ
ВЕНТРАЛЬНОЕ ЯДРО (VIII ЧЕРЕПНОЙ НЕРВ)
Проводящие пути слухового анализатора (схема — Студопедия
ДОРЗАЛЬНОЕ ЯДРО (VIII ЧЕРЕПНОЙ НЕРВ)
ЛОКАЛИЗАЦИЯ ТЕЛ 2 НЕЙРОНОВ
ЛОКАЛИЗАЦИЯ ТЕЛ 1 НЕЙРОНОВ
  ВНУТРЕННИЙ СЛУХОВОЙ ПРОХОД
ПРОХОЖДЕНИЕ АКСОНОВ 1 НЕЙРОНОВ В ЧЕРЕПЕ
PARS COCHLEARIS ПРЕДВЕРНО-УЛИТКОВОГО НЕРВА (VIII ЧЕРЕПНОЙ НЕРВ)

Схема 4.

Механизм передачи звуков в разном возрасте

Анатомическая характеристика слухового анализатора с возрастом вовсе не изменяется, но хотелось бы отметить, что имеются некие возрастные особенности.

Органы слуха начинают формироваться у эмбриона на 12 неделе развития. Свою функциональность ухо начинает сразу после рождения, но на начальных этапах слуховая активность человека больше напоминает рефлексы. Разные по частоте и интенсивности звуки вызывают у детей разные рефлексы, это может быть закрывание глаз, вздрагивание, открывание рта или учащенное дыхание. Если новорожденный так реагирует на отчетливые звуки, то понятно, что слуховой анализатор развит нормально. При отсутствии этих рефлексов требуется дополнительно исследование. Иногда реакцию ребенка тормозит тот факт, что изначально среднее ухо новорожденного заполнено некой жидкостью, которая мешает движению слуховых косточек, со временем специализированная жидкость полностью высыхает и вместо нее среднее ухо заполняет воздух.

Читайте также:  Болит нос и голова: причины, какая связь, правильная диагностика

Разнородные звуки малыш начинает дифференцировать с 3 месяцев, а на 6 месяце жизни начинает различать тона. На 9 месяце жизни ребенок может узнавать голоса родителей, звук машины, пение птицы и другие звуки. Дети начинают определять знакомый и чужой голос, узнают его и начинают аукать, радоваться или вовсе искать глазами источник родного звука, если его нет рядом. Развитие слухового анализатора продолжается до 6 лет, после этого порог слышимости ребенка уменьшается, но при этом увеличивается острота слуха. Так продолжается до 15 лет, затем работает в обратном направлении.

Механизм передачи звуков в разном возрасте

В период от 6 до 15 лет можно заметить, что уровень развития слуха отличается, некоторые дети лучше улавливают звуки и способны без трудностей их повторить, им удается хорошо петь и копировать звуки. Другим детям это удается хуже, но при этом они отлично слышат, на таких детей иногда говорят «медведь на ухо насупил». Огромное значение имеет общение детей со взрослыми, именно оно формирует речевое и музыкально восприятие ребенка.

Что касается анатомических особенностей, то у новорожденных слуховая труба намного короче, чем у взрослых и шире, из-за этого инфекция из дыхательных путей так часто поражает их органы слуха.

Восприятие звука

Для слухового анализатора адекватным раздражителем является звук. Основными характеристиками каждого звукового тона являются частота и амплитуда звуковой волны.

Чем больше частота, тем звук выше по тону. Сила же звука, выражаемая его громкостью, пропорциональна амплитуде и измеряется в децибелах (дБ). Человеческое ухо способно воспринимать звук в диапазоне от 20 Гц до 20 000 Гц (дети – до 32 000 Гц). Наибольшей возбудимостью ухо обладает к звукам частотой от 1000 до 4000 Гц. Ниже 1000 и выше 4000 Гц возбудимость уха сильно снижается.

Звук силой до 30 дБ слышен очень слабо, от 30 до 50 дБ соответствует шёпоту человека, от 50 до 65 дБ – обыкновенной речи, от 65 до 100 дБ – сильному шуму, 120 дБ – «болевой порог», а 140 дБ – вызывает повреждения среднего (разрыв барабанной перепонки) и внутреннего (разрушение кортиева органа) уха.

Механизм передачи звуков в разном возрасте

Порог слышимости речи у детей 6-9 лет – 17-24 дБА, у взрослых – 7-10 дБА. При утрате способности воспринимать звуки от 30 до 70 дБ наблюдаются затруднения при разговоре, ниже 30 дБ – констатируют почти полную глухоту.

При длительном действии на ухо сильных звуков (2-3 минуты) острота слуха понижается, а в тишине – восстанавливается; для этого достаточно 10-15 секунд (слуховая адаптация).

Причины снижения слуха у детей

В первую очередь, следует упомянуть о типах нарушения слуха. Выделяют:

  • Кондуктивную тугоухость, обусловленную нарушением проведения звука к внутреннему уху. Причиной данного типа поражения являются заболевания наружного и среднего уха. Чаще всего кондуктивная тугоухость проявляется в умеренной и легкой степени и достаточно просто поддается коррекции;
  • Нейросенсорная тугоухость является следствием поражения структур внутреннего уха или слухового нерва. Методом лечения являются импланты среднего уха или кохлеарные импланты;
  • Смешанный тип тугоухости сочетает в себе кондуктивный и нейросенсорный тип.
Читайте также:  Асинхронная гимнастика или записки левши

Причины развития нарушения слуха делятся на врожденные и приобретенные. Врожденная тугоухость в половине случаев вызвана генетическими заболеваниями, унаследованными от родителей. Родитель может быть как здоровым носителем мутации, так и страдать от такого же заболевания. Генетическая тугоухость имеет один из типов наследования:

  1. Аутосомно-рецессивный тип. К данному типу наследования относится 70% всех генетических мутаций, связанных с потерей или снижением слуха. Родители ребенка, имеющего такое заболевание, внешне абсолютно здоровы, но в их геноме заложена мутация, которая проявляется только при условии ее наличия у обоих родителей.
  2. Аутосомно-доминантный тип. К такому типу относится 15% генетической тугоухости. Один из родителей такого ребенка не имеет изменения в геноме, в то время как второй либо страдает нарушением слуха, либо имеет другие нарушения, характеризующие определенный генетический синдром.
  3. Спонтанная мутация. К этой группе относятся редкие генетические заболевания, возникающие вследствие спонтанной генетической мутации. Причины таких мутаций лишь предположительны и могут возникнуть у абсолютно любого развивающегося организма на определенных этапах внутриутробного развития.

Помимо генетических, существует множество других факторов, приводящих к врожденным нарушениям слуха:

  • внутриутробные инфекции: герпес, краснуха, токсоплазмоз, ЦМВ-инфекция нарушают формирование органа слуха эмбриона, приводя к развитию тяжелой тугоухости при рождении;
  • гипоксия плода (недостаток кислорода);
  • гемотрансфузии (переливания крови) у матери во время беременности;
  • сахарный диабет у матери;
  • прием во время беременности некоторых лекарственных препаратов, обладающим ототоксичным влиянием на плод: некоторые антибиотики (группы аминогликозидов, гликопептидов), некоторые обезболивающие и противовоспалительные средства (диклофенак натрия), транквилизаторы и антидепрессанты, препараты для лечения злокачественных новообразований и туберкулеза. Назначение данных медикаментов – это всегда взвешенное и необходимое решение. Они используются лишь в тех случаях, когда польза для матери значительно превышает вероятность возникновения осложнений у плода;
  • преждевременные роды и рождение ребенка массой менее 1300г;
  • злоупотребление алкоголем, курение и прием наркотиков во время беременности.

Потеря слуха детей в более старшем возрасте имеет также множество возможных причин. К временному снижению слуха чаще всего приводят инфекции уха, а именно – средние отиты. Анатомические особенности строения органа слуха у детей являются фактором возникновения ушных инфекций.

Слуховая труба ребенка более короткая и широкая. Такая особенность обуславливает быстрое распространение воспаления из ротоглотки к среднему уху. Накапливающийся в барабанной полости экссудат нарушает звукопроведение и приводит к временному снижению остроты слуха у ребенка. Это явление часто не требует особых вмешательств, а только лишь лечения основного инфекционного заболевания. Однако частые рецидивирующие и хронические отиты могут стать причиной стойкой тугоухости.

Факторами развития перманентного снижения слуха у детей старше месяца являются:

  • перфорация барабанной перепонки вследствие травмы или инфекции;
  • прогрессирующий отосклероз, например, при болезни Меньера;
  • осложнения некоторых инфекционных заболеваний, таких как корь, эпидпаротит, коклюш, а так же как следствие менингита;
  • прием ототоксичных лекарственных препаратов в возрасте до 2 лет;
  • тяжелые черепно-мозговые травмы;
  • хронический или рецидивирующий средний отит;
  • длительное воздействие шума, приводящее к шумовой потере слуха;
  • воздействие пассивного курения.