Методы диагностики нарушения слуха статья на тему

Исследование слуха шепотной и разговорной речью . Заключается в определении остроты слуха, т.е. расстояния, на котором обследуемый воспринимает шепотную и разговорную речь. При нормальном слухе человек воспринимает произнесенные шепотом низкие звуки с расстояния 6 м, высокие — 20 м. Разговорная речь воспринимается в норме с расстояния 20 м и более.

Условнорефлекторные методики

Второе направление детской аудиометрии основано на выработке условных рефлексов. При этом в качестве базовых используются биологически наиболее значимые безусловные рефлексы — оборонительный, пищевой и оперантный на игровом или речевом подкреплении. Оперантные условные рефлексы предполагают выполнение какого-либо действия со стороны обследуемого — нажатие на кнопку, движения руки, головы.

Выработка условного рефлекса в ответ на звуковой стимул при многократном применении безусловного подкрепления обясняется закономерностями условнорефлекторной деятельности по Павлову. При установлении временной связи между условным (звук) и безусловным раздражителем один звук в состоянии вызвать ту или иную реакцию.

К методикам, основанным на условнорефлекторных связях, также относятся:

  • условнорефлекторная зрачковая реакция;
  • условнорефлекторная мигательгая реакция;
  • условнорефлекторная сосудистая реакция;
  • условнорефлекторная кохлеокардиальная реакция (данная реакция с подкреплением развивается как вегетативный компонент на ряд раздражителей;
  • кожно-гальваническая реакция – использование электрического тока, обусловливающего изменение кожных потециалов и другие.

У детей старше 3 лет и младше 1 года полученные результаты оказались неудовлетворительными, что объяснялось отсутствием заинтересованности у старших детей и появлением быстрой утомляемости у младших.

Отрицательными моментами условнорефлекторных методик являются:

  • невозможность точного определения порогов слышимости;
  • быстрое исчезновение условных рефлексов при проведении повторных исследований;
  • зависимость результатов исследования от психоэмоционального состояния ребенка, затруднения оценки слуха у детей с психическими отклонениями.
Читайте также:  Болят уши при посадке самолета: почему и что делать?

Преимущества и недостатки процедуры

Пройденное обследование позволяет с наибольшей точностью провести диагностику слуховых нарушений, в сравнении с остальными подобными процедурами. При аудиометрии осуществляется полный и всесторонний анализ и оценка патологий слуха на основе расшифровки итогов тестирования, выдаваемых в децибелах. В то время как другие способы аналогичных исследований подразумевают выводы врача, основанные на личном мнении.

Также к преимуществам процедуры следует отнести время, затрачиваемое на обследование, которое существенно короче аналогичной операции, проводимой с использованием камертонов. За короткий промежуток времени прибор не только проведет оценку имеющихся слуховых нарушений, но и выдаст итоги проведенного исследования. Подобные функции делают аппарат удобным для массовых обследований пациентов в профилактических и лечебных целях.

Преимущества и недостатки процедуры

Исследование аудиометром помогает выявить даже начальные стадии слуховых патологий, дать точную оценку имеющимся нарушениям.

Аудиометрия не имеет никаких противопоказаний, не доставляет даже малейшего дискомфорта, что делает операцию доступной для всех возрастных групп пациентов.

К недостаткам аудиометрического обследования нужно отнести его субъективность. Она выражается в возникновении не совсем достоверной информации на графике из-за того, что от пациентов не всегда можно добиться честности. То есть пациенту нужно жать на кнопку только в той ситуации, когда он действительно что-то слышит.

Проведение процедуры нужно осуществлять в комнате, которая абсолютно изолирована от посторонних звуков, что создает значительные сложности в оборудовании места для проведения обследования.

Преимущества и недостатки процедуры

Аудиометрия даст только примерные итоги при обследовании костной проводимости на повышенной тональности, но, несмотря на это, на сегодня этот способ тестирования слуха является самым эффективным.

В группе слабовидящих выделяют следующие подгруппы:

Ø 1-я подгруппа. Дети с глубоким слабовидением, которые имеют остроту зрения от 0,05 до 0,08, что позволяет им дистантно различать предметы в движении, воспринимать контуры предметов, цветовые оттенки, читать крупный, плоский шрифт, плоские контурные изображения, цветные иллюстрации, контрастные образы;

В группе слабовидящих выделяют следующие подгруппы:
В группе слабовидящих выделяют следующие подгруппы:

Ø 2-я подгруппа. Слабовидящие детис остротой зрения от 0,09 до 0,2, которая дает возможность воспринимать учебный материал с помощью зрения в специально организованных условиях (при наличии специальных учебников, специального оборудования, повышенных нормативов освещенности и т. д.);

В группе слабовидящих выделяют следующие подгруппы:
В группе слабовидящих выделяют следующие подгруппы:
В группе слабовидящих выделяют следующие подгруппы:
В группе слабовидящих выделяют следующие подгруппы:

Ø 3-я подгруппа. Дети, имеющие прогрессирующее заболевание глази с остротой зрения 0,3−0,4 на лучше видящем глазу с использованием коррекции.

В группе слабовидящих выделяют следующие подгруппы:
В группе слабовидящих выделяют следующие подгруппы:

Анамнез

Больные, страдающие тугоухостью, обычно предъявляет жалобы на понижение слуха, шум в ушах, реже — на головокружение и головную боль, раздражительность, пониженную разборчивость речи в шумной обстановке и ряд других. Некоторые больные указывают на причину тугоухости (хроническое воспаление среднего уха, установленный диагноз отосклероза, травму черепа в анамнезе, деятельность в условиях производственного шума (механосборочные и кузнечные цехи, авиационная промышленность, работа в оркестре и т.д.). Из сопутствующих заболеваний больные могут указывать на наличие у них артериальной гипертонии, сахарного диабета, остеохондроза шейного отдела позвоночника, гормональной дисфункции и др.

Читайте также:  Как пользоваться ингалятором в домашних условиях: алгоритм

Цель анамнеза сурдологического больного состоит не столько в констатации факта тугоухости, сколько в выявлении ее причины, в установлении сопутствующих заболеваний, усугубляющих нарушение слуха, профессиональных вредностей (шум, вибрация, ионизирующее излучение), приема в прошлом ототоксических препаратов.

При беседе с больным следует оценить характер его речи. Например, громкая и четкая речь свидетельствует о наличии приобретенной двусторонней сенсонев-ральной тугоухости в годы, когда артикуляционная функция речедвигательного аппарата была полностью сформирована. Невнятная речь с артикуляционными дефектами свидетельствует о том, что потеря слуха наступила в раннем детском возрасте, когда основные речевые навыки еще не были сформированы. Тихая внятная речь свидетельствует о кондуктивном типе тугоухости, например при отосклерозе, когда тканевая проводимость не нарушена и полностью обеспечивает слуховой контроль собственной речи. Следует обращать внимание на «поведенческие» признаки тугоухости: стремление больного приблизиться к врачу лучше слышащим ухом, прикладывание к уху ладони в виде рупора, внимательный взгляд, устремленный на губы врача (чтение с губ), и т. д.