Главные причины нарушения речи, или почему люди заикаются?

Заикание – это чрезвычайно распространенное нарушение речи, характеризующееся частым повторением или удлинением звуков, слогов, слов. Заикание может возникнуть уже в периоде развития речи, причем это бывает в большинстве случаев.

Массаж

С целью вылечить шепелявость у малыша пройдите курс массажа у специализированного доктора. Делать массаж дома не советуют, поскольку можно травмировать трахею или мышцы. Лишь знающий массажист для детей, который имеет специализацию в области излечения дефектов речи, дает гарантию успешного прохождения курса. Основополагающие принципы проведения массажа:

  • размеренный и плавный темп общения;
  • создание для малыша благоприятной среды;
  • включение спокойной мелодии;
  • согревающие руки массажиста.

Сеанс делают в правильной последовательности в таких местах:

  • шея;
  • верхний плечевой пояс;
  • мимическая мускулатура;
  • губы;
  • горло.

Главная задача терапии — расслабить все группы мышц. Они ежедневно у ребёнка в напряжении. Курс массажа составляет 12 сеансов. Если будет потребность, то повторить курс можно через 14 дней.

Для того чтобы корректировка шепелявости и курс массажа был ещё эффективней, специалисты могут порекомендовать добавить медикаменты.

Механизм возникновения логоневроза

Рассматриваемая проблема является следствием возникновения спазмов мышц органов артикуляционного аппарата. Существует несколько форм логоневроза:

  • клоническое заикание, появляющееся при кратковременных спазмах мышц, которые являются причиной повторения отдельного звука или слога;
  • заикание тонического типа отличают длительные оп времени судороги, которые провоцируют задержку речи;
  • смешанная форма сочетает в себе как клоническое, так и тоническое заикание.

Помимо возникновения судорог у органов артикуляции могут возникнуть судороги лицевых мышц и шеи.

Причины заикания кроятся в функционировании отделов головного мозга. В нем находятся отделы, которые отвечают за развитие речи. Нервные клетки головного мозга сформировали три важнейших центра, ответственные за речевое развитие.

  1. Первый центр – это центр Брока. Он обеспечивает работу мышц и связок, ответственных за речь.
  2. Второй центр – центр Вернике является слуховым центром, который отвечает за распознавание речи.
  3. И последний центр называется ассоциативным. Ассоциативным центром проводится анализ сказанного и происходит принятие решения.

Слаженное функционирование всех этих центров имеет циклическую форму. С помощью центра Брока мы способны произнести фразу, и он запускает в работу центр Вернике, который в свою очередь, воспринимая команду, сигналит ассоциативному центру. Ассоциативный центр запускает работу голосового центра.

Логоневроз возникает из-за прерывания этого цикла, возникающего в результате неравномерной скорости работы центров речи. Именно поэтому логоневроз чаще всего возникает у детей, поскольку речевые центры в раннем возрасте еще только формируются и начинают синхронно работать.

Формируясь и развиваясь, нервная система приводит к перевозбуждению центра Брока. Если он усиливает скорость своей работы, это вызывает размыкание речевого круга и нервные импульсы переносятся на участок коры, отвечающий за движения.

Это провоцирует возникновение мышечных судорог, и образование патологии, а центр Брока приходит в норму и снова замыкает речевой цикл. Нарушение в большинстве случаев возникает на согласном звуке, поскольку они по частоте схожи с нервными сигналами при возбуждении нервной системы.

Причины развития и формы

Различают следующие формы заикания:

1. Неверное выговаривание и повторение слогов или отдельных букв

При этой форме заикания ребенок может еще легко сам исправить ошибку. Если его заставить повторить неправильно сказанную фразу, то он в состоянии верно выговорить ее. Мало того, при душевном волнении, смущении, страхе он в состоянии совершенно правильно говорить, если ему напоминать об этом. Данный период продолжается у отдельных детей различное время. Бывают дети 10-12 лет, у которых заикание остается еще на этой ступени развития и которые могут легко в каждый данный момент исправить свою ошибку; встречаются даже взрослые с такого рода заиканием, которые при несколько внимательном отношении к своей речи могут без труда говорить правильно.

2. Заикание, вследствие долгой привычки, настолько укореняется, что ребенок уже не может сам исправить себя

Отдельные спазмы мышц в дыхательных, голосовых и артикуляционных органах берут верх над усилиями воли, так что ребенок уже не в состоянии произвольно преодолеть заикание. В это время замечаются и неприязнь к отдельным звукам, которые даются детям особенно трудно. Если заикание достигло этой степени, то уже очень легко присоединяется третий период.

3. Наступление вторичных психических явлений

Так как заика по опыту знает, что он не в состоянии правильно говорить и что даже его энергичное желание говорить верно имеет в результате противоположный эффект, то у него постепенно возникает представление, что он не в состоянии говорить, как все остальные люди, что он не может в данный момент сказать верно то или другое слово; следствием этого бывает то, что у него возникает недоверие к самому себе, даже страх перед актом речи.

Помимо этиологических моментов, коренящихся в самом развитии речи у ребенка, в происхождении заикания играют роль еще определенные предрасполагающие моменты. Сюда относятся прежде всего темперамент и, во-вторых, ряд изменений более или менее патологического характера в дыхательных путях. Если исследовать у заик нос, зев и гортань, то приблизительно в 30% случаев у них оказываются более резкие изменения, а в 70-80% всех вообще случаев могут быть констатированы аномалии со стороны дыхательных путей. Правда, при этом приняты в расчет всякие хронические воспаления носа и зева, а также другие, обыкновенно считаемые побочными, патологические явления. Наиболее важное и частое расстройство представляет присутствие аденоидных разращений. Правда, сами по себе они не в состоянии вызвать заикание, так как в противном случае оно несомненно должно было бы встречаться гораздо чаще. С другой стороны никоим образом нельзя утверждать, что одно удаление аденоидных разращений может повести к излечению заикания. Но можно бесспорно утверждать, что аденоидные разращения, если они достигли таких размеров, что заходят за верхний край хоан, сильно мешают речи и затрудняют или делают даже невозможным излечение заикания.

Период полового развития, вызывающий, как известно, и другие нарушения, является также моментом, предрасполагающим к возникновению заикания.

Заикание может развиться под влиянием травмы; также возможно появление заикания после повреждений головного мозга, далее после повреждений позвоночника, после вывиха шейного позвонка и т. п. Известно, что сильные душевные потрясения могут вызвать заикание. Инфекционные болезни также могут способствовать развитию данного расстройства, в особенности брюшной тиф и грипп.

Что такое заикание?

Заикание – это нарушение коммуникативной функции речи, сопровождающиеся нарушением темпа, ритма и плавности, вызванное судорогами артикуляционного аппарата. Заикание относится к самым распространённым детским неврозам.

Задержка произношения звуков и слогов связана с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани. Они подразделяются на тонические и клонические судороги.

Тонические судороги – это затруднение произношения согласных звуков.

Клонические судороги — это когда ребёнок повторяет звуки или слоги в начале слова, произносит лишние гласные (и, а) перед словом или фразой. Встречается и тонико-клоническое заикание.

Первые симптомы заикания возможны разного характера – это могут быть повторения первых звуков, слогов и невозможность дальнейшего проговаривания слов. Ребёнок как бы начинает пропевать первый слог. Например – «Та-та-та тапки». Либо невозможность начала фразы — тонические судороги.

Появляются голосовые судороги — протягивание гласного звука в начале или середине слова. Первые симптомы заикания возникают в период развития фразовой речи. Это возраст от 2 до 5 лет. Если вы замечаете, что у ребёнка отмечаются сбой в дыхании во время речи, голосовые трудности, он не может начать фразу, если начинаются повторы первых слогов слов или протягивания гласных звуков, то это тревожные симптомы и нужно обратить на них внимание.

Что такое заикание?

Если вовремя не обратить внимание, то такое речевое поведение может воплотиться в настоящее заикание, вызывающее не только проблемы с речью, но и трудности в социальной сфере. У взрослых процесс резко нарушен и работает большее количество мимической мускулатуры, мышцы шеи, верхний плечевой пояс. Социальная картина – некрасивая.

Заикание начинается, к счастью, у малого процента детей. Согласно статистике, только у 2,5 % детей есть этот изъян. Городские дети заикаются чаще, чем малыши из сельской местности.

Среди заикающихся детей мальчиков больше, чем девочек. Это связывают со структурой полушарий. Полушария у женщин организованы так, что левое полушарие работает лучше, чем правое. Благодаря этому у девочек обычно раньше начинается речь, они легче побеждают те речевые трудности, которые обычно ожидают в 2,5 — 4 года.

Когда ребёнок начинает говорить фразами, он постигает затруднения при подборе слов, согласовывание их в числе, роде и падеже. Иногда мы видим, что на этой фазе ребёнок разговаривает взахлёб, с небрежностью, он испытывает затруднения при подборе слов, он торопится. И тогда мы слышим у ребёнка такие специфические запинки, которые квалифицируются как склонность к заиканию.

Читайте также:  Виды, симптомы и лечение грибка в ухе у человека

У ребёнка 2 — 3-летнего возраста стоит отличать заикание от запинок несудорожного характера. При запинках нет судорог артикуляционного аппарата — ни голосовых, ни дыхательных. Запинки всегда имеют эмоциональную природу. Они случаются, так как в возрасте 2 — 5 лет речевые возможности малыша не успевают за его мыслями, и ребёнок как бы захлёбывается.

Миф Если человека напугать, он начнет заикаться 

Каждый из нас когда-нибудь пугался лая собаки, выстрела петарды, у каждого в жизни были стрессы, многих воспитывали строгие родители и учителя, но далеко не у всех испуг и стресс привели к заиканию.

«Есть определенные условия, которые вызывают изменения в головном мозге: это может быть гипоксия (нехватка кислорода) плода во время беременности, родовая травма, травма головы в детстве, — рассказывает врач-психиатр, заведующий отделением логоневрозов Центра патологии речи и нейрореабилитации (ЦПРиН) Иван Орлов. — В результате этих изменений нарушается взаимодействие между структурами, связанными с речью».

Лечение заикания

Для лечения такой болезни используется медикаментозная терапия, если у больного большие проблемы с речью. Назначаются седативные и успокаивающие препараты, если причина болезни — тяжелое психоэмоциональное состояние. В других случаях прием средств не требуется.

Если человек заикается перед выступлениями или другими важными мероприятиями, принимаются лекарства народной медицины — успокаивающий чай и настойки. Они безопасны и состоят из натуральных компонентов.

Лечение заикания

Для лечения детей используется гимнастика, помогающая разработать диафрагму. Применяются упражнения с раннего возраста: больному нужно встать в удобное положение, опустить руки вдоль туловища и поочередно поворачивать голову влево и вправо. Каждый раз больной делает глубокий и громкий вздох. Используется упражнение дважды в сутки (если есть такая возможность).

Для лечения заболевания, связанного с психосоматикой, используется когнитивно-поведенческая терапия. Она направлена на повышение самооценки и уничтожение неправильной ментальной установки. Проводятся сеансы только в присутствии врача. Гипнотерапия помогает в тех случаях, когда причина заикания — испуг или детская травма.

Что мы знаем о причинах заикания?

Принято различать неврозоподобную и невротическую форму заикания. Дети, страдающие невроозоподобным заиканием, как правило, имеют выраженный неврологический дефект, нарушение моторики в целом и артикуляции в частности.

Они обычно поздно начинают говорить, нередко страдают дизартрией (нарушением произношения звуков вследствие нарушения иннервации речевого аппарата), в целом развиваются несколько медленнее, их электроэнцефалограмма показывает отклонения от нормы.

Считается, что причинами неврологического дефекта у этих детей могут быть: наследственная предрасположенность, травма при родах, осложнения в течении беременности у матери, частые болезни в первые годы жизни.

При невротической форме заболевания речевое и моторное развитие ребенка идет нормально, а запинки в речи начинаются на фоне переутомления или стресса, однократного (испуг), либо хронического. У таких детей ЭЭГ, как правило, в норме, а выраженность заикания зависит от ситуации: оно усиливается в незнакомой обстановке, при общении с новым человеком. У таких больных отмечается логофобия (страх речи) и избегающее поведение.

Для невротической формы заикания часто употребляют термин «логоневроз». Риску возникновения логоневроза более подвержены изначально впечатлительные дети.

Как избавиться от заикания

Решение проблемы, как избавиться от заикания, зависит от того, какая именно причина вызвала появление данного дефекта речи.

Если заикание не обусловлено какой-либо психотравмирующей ситуацией, то пациенту могут быть назначены ноотропные средства, а также препараты, которые способствуют расслаблению мускулатуры. Применение названных средств улучшает работу мозга и уменьшают повышенный мышечный тонус.

При коррекции заикания, обусловленного определенной стрессовой ситуацией, существенное значение имеет психотерапия с применением релаксирующих методик (гипноза, «режима молчания», отвлечения внимания, различных методов расслабления), аутотренинга, групповой и семейной психотерапии.

В психотерапии заикание рассматривают не как симптом определенного заболевания, а как поведение, поддающееся коррекции. Поэтому усилия психотерапевта направляются на убеждение заикающегося человека говорить уверенно и свободно, без «торможения» и страха. Заикающихся людей учат говорить нараспев, медленно, сочетая речь с ритмическими движениями пальцев или рук. Данный подход в лечении заикания помогает достичь заметных результатов.

В коррекции заикания важное значение также имеет помощь специалиста-логопеда, который использует для лечения такие методы, как ритмика, дыхательная гимнастика, медленное говорение. В работе над речевым дыханием при заикании у взрослых и детей логопеды часто используют парадоксальную дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой, в которой главное внимание уделено вдоху. Вдох должен выполняться мгновенно, активно и эмоционально. Главное — научиться «прятать» дыхание, задерживать его.

Также используют в лечении заикания и физиотерапевтические процедуры: лечебную физкультуру, электрофорез с различными лекарственными средствами, электросон, рефлексотерапию.

При коррекции заикания очень важны семейная поддержка, участливое отношение членов коллектива. Нельзя фиксировать внимание заикающегося, особенно ребенка, на его недостатке.

В период лечения заикания следует строго придерживаться назначений врача. Родители детей, которые страдают заиканием, должны стараться создать в семье благоприятную психологическую атмосферу.

Ребенок должен хорошо высыпаться, не проводить много времени за компьютером или телевизором. Следует ненавязчиво и мягко стимулировать его к общению с ровесниками, посещению различных учреждений дополнительного образования, чтобы предупредить развитие социофобии.

После того, как заикание отступит, нужно продолжать поддерживать связь с лечащим врачом и проходить профилактические осмотры. Нелишним после выздоровления будет продолжение посещений сеансов семейной психотерапии, которые способствуют нормализации отношений между родственниками, являющихся профилактикой рецидивов психогенного заикания.

Заикание у детей

Прежде всего – прочь панику! Если уж так произошло, в причинах разбирайтесь во вторую очередь. Основное внимание направьте на ваши взаимоотношения с ребенком. От вашей реакции на сложившуюся ситуацию во многом зависит успешность борьбы с этим дефектом.

1. Не стоит в присутствии ребенка обсуждать причину, которая повлекла возникновение заикания (нападение собаки, сильный испуг или что-то еще). Конкретный момент удается вспомнить довольно редко. Вместо этого вы вызовете у дочери или сына лишнее напряжение. Особая восприимчивость к таким разговорам может повлиять на усиление запинок в речи.

2. Если вы заметили, что ваш сын (дочь) пишет обеими руками, не воспитывайте в нем правшу. Проследите, какую руку он предпочитает. Поощряйте его определяться и писать именно той рукой, которой ему удобней. Если же ваш ребенок левша – предупредите учителей об этой его особенности.

Заикание у детей

3. Пересмотрите стиль ваших отношений с ребенком. Не стоит требовать от него стопроцентного подчинения, усидчивости, идеального выполнения всех поручений. Важно, чтобы у обоих родителей требования к ребенку не отличались. Он должен точно знать что ему позволено и что не разрешено, в каком случае его ругают, а в каком одобряют. Создайте для сына (дочери) атмосферу понимания его (ее) проблем.

4. У ребенка с проблемой заикания повышена чувствительность к резким переменам. По возможности старайтесь стабилизировать его окружение. Конечно, определенных перемен (таких как поступление в детский сад, школу) не избежать. В таких случаях проявляйте по отношению к ребенку особую заботу, чтобы он мог лучше адаптироваться к новой обстановке.

5. Следите, чтобы ваш сын (дочь) соблюдал(а) режим дня, и чтобы он был для ребенка наиболее оптимальным. Не перегружайте школьника основными и дополнительными занятиями. В ваших силах подобрать ребенку подходящую школу и учебные программы. Тем не менее, не лишайте ребенка любимых дел. Занятие по сердцу подарит ему положительные эмоции и отвлечет от переживаний.

6. В случае заикания, естественно, на помощь придут специалисты – логопед, психолог, невропатолог. Однако наберитесь терпения и не расстраивайтесь, если мгновенного результата достичь не удается. Опыт показывает, что в большинстве случаев такой речевой недуг излечим. Если же улучшения минимальны, не воспринимайте это как трагедию. Не стоит ограждать ребенка от общения, лучше внушайте ему уверенность в себе, и тогда адаптация в обществе вызовет меньше трудностей.

Медицинские методы лечения заикания у взрослых

Медицина за последнее время шагнула далеко вперед и появились новые методы лечения многих болезней. Значительно развилась техническая составляющая, дорогостоящие аппараты для ранней диагностики и лечения стали доступны и простым людям.

Но стоит прийти к врачу с заиканием, он разводит руками… С физиологической точки зрения вы здоровы, если вы придете на полное обследование и не откроете рта, никакой врач не определит, что вы заикаетесь (это не касается неврозоподобного заикания). Могут найти все, что угодно, но не заикание.

Врачи мне прописывали транквилизаторы, а точнее «Фенибут», подробнее читайте тут. Так же рекомендовали занятия с логопедом и психологом. Фенибут помогал только во время приема и заикание не проходило полностью. Логопеды усиленно учили выговаривать букву «Р». А психологи учили жить с заиканием, чего мне крайне не хотелось. В общем у врачей я не узнал как вылечить заикание у взрослого.

Тем не менее на ранней стадии заикания использовать медикаменты можно очень эффективно, об этом вы можете прочитать в моей книге.