8 упражнений, которые помогут избавиться от картавости

Когда о ком-то говорят, что он картавый, вспоминается жегловское из «Место встречи изменить нельзя»: «А теперь – картавый! Я сказал – картавый!». Что же это за человек такой – картавый?

Причины проблемы

Специалисты-логопеды уверены в том, что произношение именно литеры «р» вызывает самые большие сложности в нашем языке. Некоторые дети могут научиться правильно говорить её не к 4, а к 6 годам. Для того, чтобы научить ребёнка выговаривать «р», нужно понять причины возникших проблем.

  • Физиологические особенности. Уздечка, находящаяся под языком, может мешать языку доставать до неба, что является причиной картавости ребёнка. Раньше эту проблему исправляли подрезанием, теперь же исправление происходит при помощи специальных упражнений.

  • Неразвитый артикуляционный аппарат. Прямое следствие того, что в детстве с ребёнком мало разговаривали. Логопеды исправляют сложившуюся ситуацию при помощи игр.

  • Нарушения слуха. Это фонематические дефекты. Ребёнок может воспринимать речь взрослого и пытаться проговорить слова так, как он услышал. В результате он может путать парные согласные звуки. Также из «обоймы» вылетает звук «р».

  • Особенности дыхательного аппарата. Насморк, слишком большие аденоиды оказывают непосредственное влияние на дыхание, ухудшая тем самым выговаривание «р».

Немного о звуке «Р»

Неудивительно, что многие дети не могут самостоятельно выговорить букву «Р»: это, пожалуй, наиболее сложный звук. Для его правильного воспроизведения у ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, необходима определенная амплитуда языка, достаточная вибрация. Поэтому практически каждый малыш коверкает слова, в которых есть буква «Р».

  1. Пропускает звук. Вместо работы получается «_абота», кареты – «ка_ета», робот звучит как «_обот».
  2. «Р» заменяется звуком «Й» или «Л». Кто из нас не называл в детстве рыбу «лыбой», а корову «койовой»? Пожалуй, так делал каждый в свое время.
  3. Звук произносится на иностранный лад. При излишней вибрации ребенок походит на англичанина, а при грассировании на француза.
Немного о звуке «Р»

Совет

Бывает так, что, несмотря на все попытки родителей научить ребенка выговаривать букву «Р», у него это не получается. Не спешите отчаиваться, иногда правильно воспроизводить звук мешает индивидуальное строение подъязычной связки (уздечки). Решить эту проблему можно специальными упражнениями. Если же амплитуда языка слишком маленькая, уздечку подрезают.

Как проявляется картавость

Картавый человек либо заменяет звук «р» другими звуками, например «л» (и это явление логопеды называют параротацизмом), либо звук «р» искажается или пропускается (ротацизм).

Как известно, в детстве картавят все – детская картавость называется возрастной или физиологической. И связана она с недоразвитием органов артикуляции. Находчивые дети в ответ на просьбу взрослых сказать слово «рыба» говорят: «Селедка!». Физиологическая картавость с возрастом, до 5–6 лет, проходит самостоятельно.

По статистике, к 9 годам картавят примерно 26% детей. Их картавость вызвана более сложными причинами, о которых родителям должны рассказать логопед, стоматолог или ЛОР. Если же родители проигнорируют посещение этих врачей, ребенок, став взрослым, будет говорить так, как горе-логопед из фильма «По семейным обстоятельствам»: «Как ыаз на ыазных. Одна – на Киевской, а втойая – на Киевской!». (Вместо «Как раз на разных. Одна – на Киевской, а вторая – на Кировской!».) Не излеченную вовремя картавость иногда приходится наблюдать даже у некоторых телеведущих.

Логопед – понятно: его задача – помочь пациенту преодолеть речевые и психофизические нарушения с помощью индивидуальных занятий. Но причем здесь стоматолог и ЛОР? Дело в том, что причины картавости могут крыться более глубоко, и логопед будет не в силах правильно поставить звук. Например, картавость может быть вызвана специфическим строением полости рта: короткой подъязычной связкой, выдвинутой вперед нижней челюстью, слабыми мышцами кончика языка, редкими зубами.

Различные слуховые патологии и, как следствие, снижение слуха также могут привести к картавости. Кроме того, существует генетическая предрасположенности к картавости, то есть она может передаваться по наследству. Бывает и так, что ребенок начинает подражать, копировать кого-то с этим дефектом речи из своего ближайшего окружения и «заражается» сам.

Читайте также:  Болезни горла и гортани – причины, симптомы, лечение и профилактика

В любом случае причину определяет врач и назначает соответствующее лечение, вплоть до операции. В случаях, не требующих оперативного вмешательства, поможет логопед, причем лечению поддаются пациенты любого возраста. Однако откладывать визит к врачу в долгий ящик не стоит, ведь последствия картавости часто негативно отражаются на психике ребенка. Его могут дразнить дети, из-за чего он начинает избегать их, чувствуя себя среди них «белой вороной». У него могут развиться комплекс неполноценности и прочие психические заболевания.

Учим ребенка выговаривать звуки

Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях. Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время. Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.

Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.

Коварная буква «Р»

Если ребенок не выговаривает букву «Р» до 6 лет, можно не беспокоиться. Ведь эта буква одна из самых сложных и «встает» в последнюю очередь. Она довольно коварна, так как легко может заменяться на другие звуки – «л», например. А иногда можно услышать от своего малыша раскатистый глубинный рык вместо привычной «Р».

Как научить ребенка выговаривать сложную букву «Р»? Для начала следует понять, что проблема есть. Хоть и советуют до 6 лет не беспокоиться, все же необходимо особое внимание уделить проблемам с произношением у ребенка чуть пораньше, чтобы было время для маневра.

Одним из эффективных методов обучения выговариванию буквы «Р» считаются скороговорки. Многие родители поражаются: как же можно научить ребенка говорить букву «Р», общаясь на скороговорках? Специалисты отвечают: очень просто. При быстром произношении звук может проскакивать автоматически. Естественно, выбирать придется те варианты, в которых много проблемных звуков, например, «Ехал Грека через реку…». Произносите с ребенком их громко, четко и хором.

Нужно постараться построить занятия с малышом так, чтобы в его лексиконе прибавилось слов с коварным звуком – ворона, дорога, река, рука и многие другие. Можно даже составить целый рассказ, в котором объединить логично все эти слова. Так прохождение материала будет более комфортным.

Общие принципы

Р и Л — сложные звуки, поэтому учить им ребенка можно только после того, как он научится выговаривать все остальные (шипящие, свистящие, В, Ф и другие). До этого времени сложные упражнения будут бесполезны: ребенок учится постепенно, наберитесь терпения. Особые затруднения возникают именно со звуком Р — в русском языке он образуется сложно, в этот процесс вовлечен почти весь артикуляционный аппарат, для его образования нужны точные движения языка.

Обратите внимание, что говорить «выговаривать букву Р» — неправильно. То, что мы произносим, это звуки, буквы — знаки при письме. Даже если вы просто говорите так по привычке, ребенку нужно объяснить, чем отличается буква от звука, это пригодится в школе.

  1. Занятия с дошкольником обязательно должны быть интересными, игровыми, даже если они длятся всего 10-15 минут. Если ребенок будет заниматься с удовольствием, он будет легче запоминать и быстрее научится верному произношению.
  2. Сначала нужно научить ребенка выговаривать звук Р отдельно. И только когда он уже будет хорошо «рычать», можно перейти к упражнениям на слоги и слова с трудным звуком. Когда ребенок будет чисто говорить Р в словах и слогах, можно тренировать Р в речи, учить скороговорки.
  3. Занятия будут занимать примерно полчаса в день, но само обучение может быть довольно долгим, от нескольких месяцев до года. Обязательно хвалите ребенка за его успехи! Причем обычного «Молодец!» недостаточно — говорите конкретно, чему новому научился сегодня малыш: «Ты сегодня научился цокать, как лошадка» или «Уже получается делать широкий язычок».
Читайте также:  Имбирь от Кашля (Лучшие рецепты, и можно ли давать детям)

Перед тем, как предлагать ребенку упражнение, сами научитесь делать его правильно, контролируя себя с помощью зеркала. Повторяя за вами, малыш быстрее запомнит нужные действия.

Неправильное произношение

Неправильное произношение ребенком буквы «р» может проявлять себя по-разному. Малыш может произносить букву, но делать это нетипично для русского языка, то есть с акцентом. Эта проблема актуальна для детей, которые с раннего возраста учатся говорить сразу на двух языках. В этом случае при выговаривании буквы ребенок может картавить, гнусавить или делать это с повышенной вибрацией.

Малыши могут просто «глотать» нужную букву произнося слова. Это происходит на подсознательном уровне. Дети не заморачиваются над тем, чтобы выговаривать букву или не произносить слово вовсе, они ее просто пропускают.

Самым распространенным случаем является то, когда карапуз заменяет невыговариваемый звук на похожий по звучанию. Чаще всего букву «р» дети заменяют на «й», «л» или «ы».

Неправильное произношение

Если карапуз не умеет выговаривать букву «р» не стоит ждать шести лет и надеяться на то, что он выговорится. Начиная с пяти лет ему нужно помогать в этом сложном деле или хотя бы подготовить его к правильному выговариванию. Однако, чтобы избежать лишней нервотрепки, лучше всего заранее проконсультироваться с логопедом.

Специалист проведет диагностику карапуза и определит нет ли у него физиологических отклонений, мешающих речевому аппарату ребенка нормально развиваться. Если проблемы имеются, врач подберет методы по их устранению, а если их нет, то расскажет, как правильно научить ребенка говорить «р». В этом деле родителям могут помочь и нижеописанные упражнения.

Логопедические стихи и скороговорки

Звук [С]

Загадки

Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры –

Помчались с горы.

(Санки)

***

На дне где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

(Сом)

***

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль и сор.

(Пылесос)

Чистоговорки «Договори словечко»

Са-са-са, летит ……(оса).

Сы-сы-сы, не боимся мы …..(осы).

Су–су-су, а я боюсь……( осу).

Сы-сы-сы, убегаю от ……(осы).

Ас-ас-ас, мы пили вкусный……( квас).

Ас-ас-ас, ела Соня…..(ананас).

Ос-ос-ос, ел Никита ….(абрикос).

Ос-ос-ос, Петя нам нес …..(поднос).

Ес-ес-ес, лисы убегают в…..(лес).

Скороговорки

У Сони и Сани

В сетях сом с усами.

Н. Новоторцева

***

У Сони – посылка,

В ней бусы и косынка.

Е. Алифанова, Н. Егорова

Стихотворения

Ест киска суп из миски.

Сыта киска пуста миска.

***

Спит спокойно старый слон,

Стоя спать умеет он.

С. Маршак

***

Слоны умны, слоны смирны,

Слоны спокойны и умны.

По Е. Благининой

***

Спят спокойно Соня, Саня,

Пес и кот во сне сопят,

Засыпает сом с усами,

На суку совята спят.

***

Из кискиной миски пес

Сегодня «Вискас» унес,

А киска из миски

Ест с аппетитом сосиски.

Е Алифанова, Н. Егорова

***

У нас в палисаднике

Возле терраски

Растут голубые

Анютины глазки.

Анютины глазки,

Анютины глазки,

Весной распускаются

Быстро, как в сказке.

По З. Александровой

***

Я несусь на самокате

Мимо сосен и берез,

Оставляет на асфальте

Самокат следы колес.

Самокат я сам катаю,

Встану сам, сам разгоню,

Ну, а если сам сломаю,

Сам его я починю.

По И. Лопухиной

***

Сам

Варит сам самовар,

Катит сам самокат,

Ходит сам самоход,

Сам летает самолет.

***

Звук [СЬ]

Загадки

На чужой спине едет,

Читайте также:  Как быстро восстановить голос при простуде взрослому и ребенку

На своей груз везет.

(Седло)

***

Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь.

(Осел)

Чистоговорки

Маленькую Люсю напугали гуси.

Е. Алифанова, Н. Егорова

***

Десять гусят под осиной сидят.

В. Коноваленко, С. Коноваленко

Загадки

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног –

Вот и весь …….(осминог).

Стихотворения

Жили у бабуси

Два веселых гуся-

Один серый,

Другой белый,

Два веселых гуся.

Вот кричит бабуся:

«Ой, пропали гуси,

Один серый,

Другой белый,

Гуси, мои гуси!»

***

Васенька

Непоседа Васенька не сидит на месте,

Непоседа Васенька всюду

С нами вместе.

Усики у Васеньки, а на них сединки,

Хвост дугой у Васеньки

и пятно на спинке.

По Л. Успенскому, М Успенскому

Дифференциация звуков [С], [СЬ]

Стихотворения

Слоненок удивил ребят:

Слоненок встал на самокат.

Немного покатался-

И самокат сломался.

Г. Сапгир

***

Солнце село за селом

Спят синицы, сойки спят.

Спит в реке усатый сом,

Спят и лес, и степь и сад.

Стадо спит, пастухи пес.

Смолкли песни, скрипы, смех.

Сон в страну свою унес

Всех.

В. Лунин

***

Есть у Сани снегокат,

Есть у Сани сани.

Дайте Сане снегопад –

Он катать всех станет.

Е. Алифанова, Н, Егорова

***

Шел по улице бизон,

Бух и шлепнулся в газон!

— Ну, скажи, какой резон

Мять цветущий мне газон?

Сам себя спросил бизон,

Покидая тот газон.

***

Воробьишко – воробей

Вьется прямо у дверей!

Вьется, весело поет.

Весть, наверно, подает!

Ну, ведун! Ну, воробей!

Вот письмишко у дверей.

Звук [Ж]

Дог по лестнице бежал.

Деревянный дом дрожал!

Пес зубами дергал дверь.

Дверь сказала:

— Дог, ты зверь!

***

Еж гулял, лежал под елью,

Ежевику ежик ел,

А еще своей ежихе

Про малину ежик пел.

***

Жук жужжит: «Жу-жу -! Жу-жу!

На спине жужжа, лежу?

Мне положено жужжать!

Но зачем, жужжа, лежать?»

***

Звук [Ш]

Зайчик, зайчик!

Сел в трамвайчик.

И запел: «Я – зайчик, зайчик!

Раз капуста маленька,

Я — безбилетный заинька!»

Мыши, мыши, не шуршите!

Пло ночам не шебуршите!

Мыши днем не шебуршали,

Ночью снова зашуршали.

Звук [Ю]

Юла юлила и крутилась!

Юла устала, наклонилась!

Юлу юлить заводит Юля,

Ей помогает кукла УЛЯ!

Подготовка артикуляционного аппарата

На коррекционных занятиях подготовительный этап отводится работе с артикуляционным аппаратом. Проводятся упражнения для растяжки подъязычной связки, верхнего подъема языка, разминки губ и челюсти.

Задания для подготовки артикуляционного аппарата к работе:

  1. Качели открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и к подбородку.
  2. Лошадка щелкать языком медленно и сильно, имитируя звук копыт лошади, при этом нижняя челюсть остается неподвижной.
  3. Болтушка широким кончиком языка провести по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. Одновременно произносить БЛ-БЛ-БЛ.

Дифференциация звуков

Часто дети путают буквы «л» и «р». Чтобы разграничить их, проведите следующие игры:

  • Взрослый показывает ребенку, как рычит тигр. Вместе они изображают хищника и этот звук. Затем взрослый произносит букву «л-л-л-л» и объясняет, что так гудит самолет, который летит в густых облаках. Ребенок бегает, расставив руки, как крылья, и повторяет звук. Затем взрослый надевает маску и произносит в произвольном порядке отрабатываемые фонемы. Малыш должен изобразить либо тигра, либо самолет.
  • Если это получается хорошо, усложните задачу. Произносите слова с этими звуками, четко выделяя их. Ребенок должен отгадать букву и показать либо тигра, либо самолет. На последнем этапе слова различаются только этими буквами: рожь — ложь, рог — лог, рак — лак, раз — лаз, жарь — жаль, шарь — шаль.

Научить ребенка говорить букву «р» дома можно, но для этого требуется упорная работа родителей. Забудьте о своих переживаниях, предложите малышу позабавиться со звуками, поддерживайте его, и все обязательно получится.