11 методик для выявления тревожности у детей

Во второй главе «Путеводителя по юзабилити-тестированию» от Hotjar – о том, какие методы юзабилити-тестов существуют и как не ошибиться в их выборе.

Построение проверяющего теста для непрерывной системы

Системы железнодорожной автоматики, телемеханики связи (СЖАТС) с непрерывными сигналами имеют те особенности, которые позволяют при их анализе отдать предпочтение логическим моделям. Применение логических моделей связано с допусковыми методами контроля, которые характеризуются тем, что заключение о техническом состоянии объекта составляют по результатам оценки значений сигналов в контрольных точках. Результаты контроля параметров при этом приводят к оценкам вида: « в норме — не в норме», то есть к оценкам двухзначного типа (1-единица или 0-нуль). В этих случаях удобно применять логические модели и различные логические методы. диагностический тест реле неисправность

В процессе построения логической модели можно выделить несколько этапов. На первом этапе построения модели систему разделяют на отдельные функциональные элементы, входы и выходы которых доступны для измерения. Выбор этих элементов определяется необходимой глубиной диагноза. На втором этапе построения модели составляют функциональную схему системы как объекта диагноза, в которой указывают все выделенные элементы и связи между ними. Затем для каждого элемента указывают значения допустимых входных и выходных воздействий.

Рассмотрим функциональную схему объекта диагноза, которая приведена на рисунке 1. Эта схема содержит элементы Э1-Э6, имеет два внешних воздействий X1,X2, и формирует одну выходную реакцию Y1.

Обозначим n-разрядным двоичным числом состояние системы, содержащей n элементов, в котором i — й разряд равен 1(0), если i- элемент исправен (неисправен). В общем случае система, состоящая из n элементов, имеет 2n состояний, из которых одно исправное и 2n-1 неисправных.

Рис.1 функциональная схема объекта диагноза

Рассмотрим только одиночные неисправности:

S0 = 11111111;

S1 = 01111111;

S2 = 10111111;

S3 = 11011111;

S4 = 11101111;

S5 = 11110111;

S6 = 11111011;

В случае использования логической модели предполагается, что на входы объекта диагноза поступает единственное входное воздействие, определяемое допустимыми значениями всех сигналов.

Возможные элементарные проверки только те, которые заключаются в измерении реакции на выходе одного элемента системы, причем для измерений доступны выходы всех элементов. Обозначим как i результат i — й элементарной проверки, то есть контроль реакции на выходе i-го элемента.

Таблица функций неисправностей (ТФН) для функциональной схемы объекта диагноза, которая представлена на рисунке 1, приведена в таблице 1.

Таблица 1- Таблица функций неисправностей

Проверка

Результат Rij проверки для системы, находящейся в состоянии Si

S0

S1

S2

S3

S4

S5

S6

р1

1

р2

1

1

1

1

1

1

р3

1

1

1

1

1

р4

1

р5

1

р6

1

Примем следующие обозначения:

F — функция исправного объекта;

ѓi — функция i — го состояния неисправного объекта или функция i — й неисправности.

Читайте также:  Парацетамол и алкоголь противопоказания

При построении проверяющего теста Тп для каждой неисправности вычисляют проверяющую функцию:

Проверяющий тест Тп определяется по следующему выражению:

Тп = ц1* ц2 * …………..* цn (1.2)

где n — число неисправностей.

Вычисляем проверяющие функции цi :

  • ?р6
  • ?р5?р6
  • ?р6

ц4= р1 ? р4 ? р5 ? р6

ц5= р1 ? р4 ? р5 ? р6

ц6= р1 ? р4 ? р5 ? р6

Записываем проверочный тест Тп и производим его минимизацию:

Тп = ц1* ц2 * ц3 * ц4 * ц5 * ц6

  • (р1?р4?р5?р6)?(р1?р2?р3?р4?р5?р6)?(р1?р4?р5?р6)
  • (р1?р4?р5?р6)? (р1?р4?р5?р6)

Тп=р1?р4?р5?р6

Из полученного выражения, проверочного теста Тп= р1?р4?р5?р6 следует, что для полной проверки системы, представленной функциональной схемой в соответствии с рисунком 1, необходимо и достаточно подать на внешние входы допустимые воздействия и измерить реакцию на выходах элементов. Если система исправна, то на их выходах будет присутствовать допустимый сигнал, если же система неисправна, то на их выходах будет присутствовать недопустимый сигнал.

Проективные методики или тесты-опросники? — Частный психолог Галина Педич

На данном этапе развития общества все больше и больше людей задумываются над вопросами психологической диагностики личности. Мотивы могут быть различны – от самосовершенствования и самокоррекции до решения острых психических проблем. Данная отрасль науки зародилась в конце XIX — начале XX столетий, хотя ее основателем принято считать ( психология индивидуальных различий) но, собственно понятие «психодиагностика» появилось в публикации Г. Роршаха в 1921 году -«Психодиагностика: диагностический тест, основанный на восприятии»-считал ученый и предложил первый проективный тест «пятна Роршаха». Отрасль росла и развивалась, появлялись новые взгляды, методы и формы, однако не смотря на все разнообразие все их можно разделить на строго формализированные методики, и методики малоформализованные.

Ярчайшими представителями строго формализованной методики являются тесты — опросники Для них характерна стандартизация проведения, обработки и представления результатов диагностических экспериментов, точное соблюдение инструкций и др.

Малоформализованные методики — это методики дающие ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые плохо поддаются диагностике иными методами (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.).

Оба вида методик дополняют друг друга и должны использоваться в комплексе.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления.

От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.

С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Проективные методики или тесты-опросники? — Частный психолог Галина Педич

Тест-опросник применим к людям разного возраста, уровня образования, профессий. Недостатком методики является то, что при использовании тестов взрослый испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение.

Читайте также:  Гайморовы пазухи эффективное лечение воспаления

Кроме того, тест-опросник неприменим в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

В этих случаях обычно применяются проективные методики. В их основе лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение.

Перед тестируемым ставят какую-либо неструктурированную, весьма «расплывчатую» задачу, которая допускает неограниченное количество потенциально возможных решений, ни одно из которых нельзя рассматривать как 100% правильное или неправильное. Тестовая задача формулируется нечетко, с использованием кратких инструкций и ограничений общего характера. Это побуждает тестируемого проявлять максимум фантазии при решении поставленной задачи.

Предполагается, что поставленная «нечеткая» задача побуждает испытуемого к каким-либо характерным для него действиям или мыслительным процессам, которые являются индивидуальными для него и на основе которых можно судить о разнообразных качествах испытуемого.

В принципе проективные методики позволяют протестировать испытуемого так, что у него не возникнет ни малейшего подозрения о том, что его подвергают тестированию.

Считается, что подобные тесты выявляют так же скрытые или неосознанные стороны характера личности. Более того, чем менее четка тестовая задача, тем менее вероятно, что у тестируемого возникнет какая-либо защитная реакция на нее, в результате которой он попытается избежать тестирования или каким-либо способом привести результаты тестирования к желаемому виду.

Среди ведущих проективных тестов наиболее распространенными являются тесты-ассоциации и рисуночные тесты. Первые рекомендованы аудитории от школьников до пенсионеров, а вот вторые можно применять и в дошкольном возрасте.

Правила проведения диагностики

Одно из самых сложных исследований — диагностика уровня тревожности. Она важна для многих категорий людей, т. к. превышение порога нормы может быть опасно для здоровья и жизни. Не всегда ясно, выступает ли беспокойство чертой личности или вызвано определёнными обстоятельствами, не зависящими от индивида.

Диагностика тревожности проводится с помощью различных методик, но необходимо придерживаться ряда правил:

  • не выходить за возрастные рамки, рекомендованные для того или иного теста,
  • неукоснительно выполнять рекомендации по проведению исследования,
  • для объективного результата нужно использовать хотя бы 2 методики,
  • необходимо всегда общаться с испытуемым, это даст самые точные результаты.
Правила проведения диагностики

В качестве основных методик выявления тревоги у человека используются:

  • анкетирование, в которое входят разнообразные опросники, тесты, достоверность ответов во многом зависит от грамотно составленных вопросов, позволяющих полностью раскрыть состояние индивида,
  • так называемые проективные методики, задача которых распознать психические реакции человека, наблюдая за ним, проникнуть в его бессознательное.

Инструкция по тестированию на примере методики «Паровозик»

Способ диагностики направлен на установление психологического и эмоционального состояния малышей дошкольного возраста. Минимальный возрастной порог проведения оценки — 2,5 года.

Читайте также:  Какие противовирусные препараты принимать при орви и гриппе

Методика «Паровозик» предназначена для определения у малыша степени проявления следующих состояний:

  • нормальное или пониженное настроение;
  • тревожность;
  • страх;
  • удовлетворительная или низкая адаптация, проявляющаяся в определённой социальной среде, новой или привычной;
  • позитивное (ППС) или негативное психическое состояние (НПС).

Наглядным материалом, необходимым для реализации методической оценки, является:

Инструкция по тестированию на примере методики «Паровозик»
  • паровозик — не должен иметь цвет, который совпадает с цветом одного из вагончиков;
  • 8 вагончиков разного цвета;
  • белый фон — лист бумаги, картон или ткань.

Инструкция по применению методики «Паровозик»:

  1. На белом фоне беспорядочно раскладываются вагончики и паровозик.
  2. Ребёнку предлагают присмотреться к картинкам.
  3. Он должен построить поезд, разложив вагончики в определённой последовательности.
  4. Последовательность определяется наводящей фразой, которая повторяется.
  5. Первый после паровоза — самый красивый вагон.
  6. Второй — самый красивый из оставшихся и т. д., пока все вагончики не будут выстроены в состав.
  7. При выборе важно следить, чтобы ребёнок удерживал в поле зрения все картинки.
  8. Руками взрослый обводит оставшиеся «свободными» вагончики, чтобы ребёнок не путался с уже выбранными.

Скачать методические материалы для тестирования «Паровозик».

В процессе проведения процедуры родитель, психолог или воспитатель фиксирует последовательность выбора цветов, а также все комментарии ребёнка.

Оценочным критерием методики являются баллы. Они выставляются за конкретную последовательность вагончиков.

Шкала определения количества баллов:

Коли-чество баллов Цвет первого вагончика после паровоза Второй вагон Третий вагон Шестой вагон Седьмой вагон Восьмой вагон
1 Фиолетовый Коричневый, серый, чёрный Зелёный, жёлтый, красный
2 Фиолетовый Серый, чёрный, коричневый Жёлтый, зелёный, красный Синий
3 Чёрный, серый, коричневый Синий Жёлтый, красный, зелёный
Инструкция по тестированию на примере методики «Паровозик»

На основе суммы баллов определяется психологическое состояние малыша.

Количество баллов Уровень состояния
Меньше 3 ППС
от 4 до 6 Низкое НПС
от 7 до 9 Среднее НПС
Больше 9 Высокое НПС

Метод «Паровозик» может применяться для оценки климата в группе. Для этого игра проводится с каждым ребёнком. Подсчитываются индивидуальные баллы каждого ребёнка, оценивается его состояние.

При оценке групп состояние ребёнка переводится в баллы:

Состояние Баллы
НПС высокой степени 1
НПС средней степени 2
НПС низкой степени 3
ППС 4

Баллы суммируются, делятся на количество малышей в группе. Полученный результат умножают на 100%.

Групповое состояние = Сумма баллов всех детей / Количество малышей х 100%

Оценка группового психологического состояния:

Инструкция по тестированию на примере методики «Паровозик»
69% и более ППС высокой степени
43—68% Средний уровень ППС
25—42% Незначительная ППС
0—4% НПС начальной степени
— 24 до — 1% НПС средней степени
— 25% и ниже НПС сильной степени

Методика «Паровозик» — эффективна и востребована из-за простоты и понятности.

Она построена на основополагающем принципе соотношения цветов и эмоций. У малыша дошкольного возраста такое ассоциативное мышление уже хорошо развито, он воспринимает такие задачи естественно.

Не зря существует выражение «видит в розовых красках». Человек с положительным эмоциональным фоном акцентирует внимание на соответствующих цветах. Люди с отрицательным эмоциональным состоянием видят мир в соответствующих красках. Малыши не являются исключением.